|
Моденская декларация 9 июля 2008 г.
Мы, собравшиеся в Модене государственные деятели, парламентарии, депутаты, предприниматели, учёные, специалисты в различных областях экономики и финансов, общественные деятели двух стран — России и Италии в ходе первой сессии по стратегическому сценированию «Мировые финансы: новые инициативы», проведя всесторонний обмен мнениями относительно ситуации в мировой экономике и системе мировых финансов и осознавая всю остроту разворачивающегося мирового финансового кризиса, заявляем следующую согласованную позицию.
Кризис, который углублялся в течение последних 10-15 лет, возник в результате решения, принятого 15 августа 1971 года — отделить доллар США, как валюту для осуществления международных расчетов и мировой торговли, от фиксированного золотого эквивалента. С этого момента золото перестало служить определением реальной стоимости как самого доллара, так и других валют. Начался стремительный рост фиктивного капитала, утвердилась система плавающих валютных курсов и произошло постепенное отделение финансовой системы, прежде всего спекулятивной её части, от реальной экономики.
Финансовая и валютная системы, все более дерегулируемые и уходящие из-под контроля, подорвали все виды управляемости и привели к возникновению целого ряда финансовых пузырей, лишив, таким образом, поддержки промышленность, сельское хозяйство и торговлю.
Наиболее опасный финансовый спекулятивный пузырь представляют собой так называемые деривативы (производные финансовые инструменты). Согласно оценкам, расположенного в Базеле Банка Международных расчетов БМР, номинальная стоимость деривативов ОТС (сделки, заключаемые вне официальных рынков и не учитываемые в официальных балансах банков и других финансовых институтов) составляет 600 триллионов долларов США, с индексом среднегодового роста приблизительно 25%.
Достаточно сравнить этот спекулятивный пузырь, не существовавший еще 20 лет назад, с мировым ВВП, который на сегодняшний день составляет 55 триллионов долларов США в текущих ценах.
В целях преодоления выше обозначенного кризиса предлагаются некоторые из первоочередных мер.
- Реформа международной валютной системы, которая среди прочего предполагает повторное введение:
a) системы фиксированных обменных курсов, изменяемых только в контексте договоров, заключаемых сторонами и привязанных к динамике развития реального сектора экономики;
b) их привязку к системе золотых резервов или к корзине главных сырьевых продуктов и/или корзине специально выбранных валют;
c) определение новой валюты или корзины валют (не обязательно только доллар США), принятых в системе международных расчетов;
d) контроль за валютными спекуляциями;
e) контроль за движением капитала;
f) создание системы кредитования «двойного окна» — с низкими процентными ставками для долгосрочных инвестиций в производство и высокими штрафными процентными ставками по чисто финансовым операциям. В связи с этим требуется переопределение функций международных организаций таких как МВФ и Всемирный Банк, роль которых была искажена в результате последних кризисов.
- Реформа мировой финансовой системы, осуществляемая среди прочего как:
a) регулирование существующих производных инструментов;
b) введение правил, запрещающих заключения частных сделок ОTC для уменьшения объема пузыря производных инструментов, определения правил их будущего функционирования;
c) обязательство по ведению торгов производными инструментами на бирже;
d) обязательство по установлению стандартов и введению авторизации и надзора со стороны специального органа;
e) отмена офшорных центров;
f) запрет на спекулятивные операции hedge fund, и на так называемые коллатерализованые долговые облигации (выпуск ценных бумаг на основе других долговых обязательств);
g) увеличение налогообложения, как на финансовые спекулятивные операции, так и на доходы от вышеназванных операций;
h) поддержка государственных и частных кредитно-финансовых институтов, необходимая для осуществления политики реальных производственных инвестиций.
- Реформа системы международной торговли, направленная среди прочего на:
a) пересмотр соглашений о деятельности ВТО, дерегулировавшей производство и торговлю в ущерб эффективности и производительности всей экономической системы;
b) продвижение и поддержка крупных инфраструктурных инвестиционных проектов континентального масштаба в секторах транспорта, энергетики, связи (коммуникаций), НИОКР;
c) создание финансовых институтов, кредитующих указанные сектора с помощью проектных облигаций В соответствии с идеями плана Жака Делора {председателя Европейской комиссии (1985-1995)} и др.;
d) проведение налоговых реформ, способствующих инвестициям и эффективному реинвестированию прибыли в производство;
e) определение таможенных правил, мер социальной защиты и гарантий по охране окружающей среды в рамках всемирного торгового союза.
Предложенная система мер образует, на наш взгляд, основу для созыва Мировой финансовой конференции «Новый Бреттонт Вудс». Она может быть приурочена к встрече Группы Восьми — G8 в Италии в 2009 году. Для координации усилий предлагается создание международной рабочей группы, осуществляющей мониторинг мирового финансового кризиса и уточняющей систему первоочередных мер для решения возникающих особо острых проблем.
Условием формирования новой системы отношений и новой конфигурации мировой финансовой системы является принципиально новый стиль лидерства в мировой экономике и мировом развитии. Мы убеждены, что новые отношения в мировой финансовой системе можно обрести только на основе новой индустриализации, справедливого обмена ресурсами и результатами развития. Основной задачей при этом становится утверждение и реализация системы мер, обеспечивающих всеобъемлющую финансовую и экономическую безопасность, основанную на безусловной сохранности сбережений и накоплений — как государств, так и отдельного человека.
|
|