Меню

Спецпредложения

Уважаемые клиенты! Воспользуйтесь нашим предложением:
возьмите потребительский кредит и получите гарантированный подарок -
сумку-холодильник!


 

Нужна идея

15.01.2014

Нужна идея

Результат транспортных проектов не исчерпывается нормой прибыли

Эксперты предрекают в ближайшие годы мировой и российской экономикам стагнацию, не видя предпосылок для их роста. О том, что может способствовать переходу глобальной экономики на новый уровень развития, наш сегодняшний разговор.

– Михаил Юрьевич, в чём, на ваш взгляд, основные причины кризисных явлений в мировой экономике?
  
– Существует целый комплекс деформирующих экономику причин. С одной стороны, это печатание ничем не обеспеченной долларовой валюты. Количество денежных спекулятивных операций, не связанных с реальным производством и ориентированных на получение краткосрочной прибыли, в какой-то момент превысило критическое значение. 
С другой – отсутствие чёткого представления о технопромышленном укладе, в котором развитие промышленности напрямую связано с долгосрочным инвестированием в производство. 

– Действительно ли в мире сейчас наблюдается процесс реиндустриализации? В чём причины этого процесса и какие могут быть его последствия? 
  
– Экономическая ситуация в мире очень неоднородна. Реиндустриализация возможна там, где уже была индустриализация, потом произошла деиндустриализация, а теперь снова воссоздаётся промышленность. Не все мировые экономики прошли через эти этапы. Поэтому в отдельных регионах деиндустриализация наблюдается, а в других, наоборот, происходит запуск процессов сверхиндустриализации на основе развития информационных технологий, автоматизации и роботизации производства. 
К примеру, в США сегодня формируется политика продвинутого производства, нацеленного на возвращение сюда из развивающихся стран целых связок индустрий и отраслей. 
Также говорить о реиндустриализации возможно и применительно к российской экономике. Более того, вопрос о её необходимости в последние годы включён в стратегию развития нашей страны. Причины создания современной промышленности, что и можно назвать реиндустриализацией, очевидны. У нас наметилась необходимость развития несырьевых отраслей экономики, которое позволит стране снять с себя клише поставщика сырья и энергоресурсов, а также расширит спектр поставляемой на внутренний и внешние рынки востребованной и конкурентоспособной продукции промышленного производства. Если же заглянуть глубже в эту тему, то она гораздо шире сугубо экономического вопроса – развитая промышленность обеспечивает суверенитет государства, его способность к самостоятельному развитию, а значит, политической стабильности в обществе, его культурному и духовному развитию. 

– Насколько справедливо мнение, что, кроме сырья и его первичной переработки, в России ничего невыгодно производить? Этим, в частности, некоторые эксперты и объясняют снижение наших темпов роста… 
  
– Это очень вредный миф, который, к сожалению, всё больше укореняется в сознании людей. Россия может быть состоятельной промышленной державой. Об этом говорят и наша история, и данные внешнеторгового баланса и его структуры на протяжении многих десятилетий, и сам факт обеспеченности нашей страны всеми необходимыми для этого ресурсами. Поэтому нужно отказаться от либерально-экономических подходов и перейти к целенаправленной политике модернизации промышленных производств с трансфером в Россию самых передовых технологий и локализацией их здесь. Нужно совместное формирование с западными инжиниринговыми и финансовыми центрами интеллектуальной научно-технической базы инновационного развития. 
Сегодня совместно с европейцами мы выдвинули мегапроект «Трансъевразийского пояса Razvitie», основанный на долгосрочных вложениях в создание принципиально новой инфраструктуры и формирование крупных промышленных кластеров. Это вызвало огромный интерес у японских промышленников и финансистов, перспективу участия в этом проекте мы также видим для китайцев и корейцев. Подобная стержневая идея способствует развитию мультиинфраструктуры, включающей в себя несколько составляющих: транспортную, энергетическую и телекоммуникационную. 

– Значит, можно говорить о том, что мировая финансовая система возвращается к финансированию реальных экономических проектов?
  
– Мировая финансовая система не является субъектом развития реальной экономики, она лишь один из инструментов, её обеспечивающих. 
Структурно мировые финансы делятся на две части: спекулятивную и ту, которая работает в сегменте реальной экономики. Сейчас наблюдается сильный перекос, когда большая часть денежных средств вращается в биржевом, спекулятивном секторе и очень слабо связана с реальным производством. На то, чтобы произошёл возврат привязанности финансовой составляющей к реальным экономическим проектам, направлена деятельность многих экспертных, промышленных и предпринимательских объединений. И эта идея получает сейчас воплощение в жизнь. В позапрошлом и прошлом году мы организовали приезд в Россию представителей клуба Долгосрочных инвесторов, объединяющих крупнейшие европейские банки, пенсионные и суверенные фонды. Именно их генеральная идея о том, что «выход мировой экономики из кризиса связан с долгосрочным инвестированием крупномасштабных инфраструктурных проектов», вошёл в заключительное резюме встречи G-8 – G-20 в 2013 году в Санкт-Петербурге. 

– Так почему же в России остановился промышленный рост? Это результат ошибок управления или отсутствие идеи? 
  
– Как раз отсутствие настоящей крупной системной идеи развития и является главной ошибкой. Без подобной идеи происходит бессистемное движение в разных направлениях, хаотичное ручное управление в отдельно взятых регионах. Политико-экономическая стратегия, основанная на принципах экономического либерализма, макроэкономического монетаризма, реализуемых в условиях глобальной открытости, практически неизбежно и приводит страну к «экономике трубы». Нужен принципиально новый подход, объединяющий тысячи проектных решений. 

– Действительно ли финансирование проектов из бюджета, в том числе и транспортных, – это единственный выход на траекторию роста ВВП?
  
– Финансирование проектов из бюджета является лишь пусковым механизмом для формирования фонда привлечения иностранных инвестиций для реализации крупных инфраструктурных проектов. Транспортные проекты в этом аспекте действительно заслуживают отдельного рассмотрения. Прежде всего потому, что результаты их реализации выходят далеко за рамки какой-то одной конкретной бизнес-задачи. Построенная дорога стимулирует развитие смежных видов деятельности, связанных с её обслуживанием, функционированием. А ВВП – это только один из экономических параметров, которым не измеряется то, что мы называем качеством жизни людей. Именно поэтому реализация транспортных проектов, их результат и эффект не исчерпываются лишь нормой прибыли, экономической эффективностью произведённых вложений. Её позитивный эффект лежит также в социальной и политической сферах, а это зона ответственности государства. 

– Как вы полагаете, заморозка тарифов естественных монополий поможет стимулировать рост?
  
– Тарифное регулирование – лишь один из методов управления экономикой страны и отдельными экономическими процессами. Заморозка тарифов естественных монополий может на некоторое время отсрочить рост инфляции, который затем произойдёт лавинообразно с тяжёлыми экономическими и социальными последствиями. Таким методом возможно временно перераспределить доходы между участниками рынка, но никак не стимулировать его рост. А для того чтобы его обеспечить, необходим курс, который, как я говорил ранее, должен быть объединён генеральной идеей развития и возвращения финансовой составляющей в реальный сектор экономики. Также совершенно очевидно, что стране необходимо создание Агентства стратегического планирования на основе новых, современных подходов к планированию и управлению. 

– Какие изменения в финансовой системе страны должны произойти, чтобы стимулировать рост экономики?
  
– Одних изменений в финансовой системе недостаточно. Должен возникнуть целый сектор долгосрочного инвестирования наукоёмких инфраструктурных проектов в реальную экономику. Этот отдельный финансовый сектор должен опираться на совокупность специальных инструментов – специализированных отечественных и международных частно-государственных партнёрств и фондов, обеспечивающих инвестирование в развитие. И главным условием включения российской экономики в этот механизм является наличие таких проработанных и организованных системно в программу высококачественных комплексных проектов, как «Трансъевразийский пояс Razvitie». 

Беседовал Сергей Плетнёв


Досье «Гудка»
«Трансъевразийский пояс Razvitie» – это система мультимодальных инфраструктур – железнодорожной, автомобильной, энергетической, водной, информационной, – которая сопровождается строительством новых научных центров и городов со множеством разнообразных новых рабочих мест. Его целью является создание макрорегионального поля генерирования общественного богатства – в качестве новой платформы производства и потребления новых товаров, услуг и технологий. 

Источник: Газета «Гудок» №2 (25437) 15 января 2014 года

Возврат к списку