Спецпредложения
Уважаемые клиенты! Воспользуйтесь нашим предложением:
возьмите потребительский кредит и получите гарантированный подарок -
сумку-холодильник!
Надо развивать несырьевые отрасли
14.03.2013
Журнал «БДМ. Банки и деловой мир» №3(219), март 2013
Надо развивать несырьевые отрасли
Москович Раиса Рахмильевна, Первый Заместитель Председателя Правления Миллениум Банка
БДМ: Сейчас цены на нефть и газ достаточно высоки и, по прогнозам, останутся на этих комфортных уровнях в течение года. Почему это сырьевое преимущество не становится драйвером более ускоренного роста? Может быть, стоит стратегически изменить модель экономических отношений с внешним миром? Как?
С моей точки зрения, сырьевое преимущество не является драйвером развития. Напротив, это - сдерживающий фактор развития экономики России.
Да, высокие цены на нефть обеспечивают поступление денег в страну, дают возможность пополнять бюджет, резервные фонды. Но экономическая политика при этом не предполагает дальнейшего вложения этих средств в развитие инфраструктуры, например, или крупной промышленности. То есть эти деньги не способствуют развитию несырьевых областей.
К сожалению, в настоящее время у нас нет несырьевых отраслей промышленности, являющихся драйвером роста. Ранее была металлургия, но и тогда мы в большей степени продавали практически необработанный металл.
Поэтому, чтобы говорить об ускоренном развитии страны, нам нужно пересмотреть саму концепцию. Надо развивать промышленность, в том числе нефтеперерабатывающую. А то ведь нас уже называют в СМИ сырьевой или развивающейся страной, и право называть так Россию дает структура доходов ВВП. Даже страны ОПЕК стараются доходы от продажи нефти использовать для повышения уровня жизни населения. У нас же эти средства уходят на крупные проекты, реализация которых в полной мере не способствует развитию страны, не меняет ситуацию в корне.
В настоящее время осуществляются мероприятия по изменению ситуации в области производства вооружения. Производство работает, но по-прежнему требует серьезной модернизации. Посмотрите, что у нас с кадрами. На оборонных заводах работают в основном «старички». Нет притока молодых специалистов. Инженерные профессии - не в моде. И высокопрофессионального, например, радиоинженера днем с огнем не сыскать.
Что касается экономических отношений с внешним миром, то, на мой взгляд, они определяются межправительственными соглашениями. Сейчас мы вступили в ВТО. Это также диктует необходимость корректирования стратегии развития некоторых отраслей.
Еще раз повторю: нам нужно, учитывая внешние факторы, модернизировать внутреннее производство. Как промышленность, так и сельское хозяйство. Страна располагает плодородными землями, огромными территориями - это национальное достояние. Таким богатством не обладает ни одна страна. Но уровень эффективности использования этого богатства очень низкий. А система помощи сельскому хозяйству (речь о финансовой поддержке) вызывает опасения: конечный потребитель получает средства по достаточно высокой ставке, при этом у него нет уверенности в завтрашнем дне, чтобы брать на себя такую ответственность перед банком. Между тем развитие сельского хозяйства, как и промышленности, - это тоже залог экономической безопасности страны. Мы сегодня всецело зависим от импорта продовольствия. Нам давно пора задуматься о своей экономической безопасности. Я не говорю, что надо все производить самим. Но важно соблюсти баланс между импортом и экспортом. И экспорт не должен быть преимущественно сырьевым. Нужно уходить от этого.
Да, высокие цены на нефть обеспечивают поступление денег в страну, дают возможность пополнять бюджет, резервные фонды. Но экономическая политика при этом не предполагает дальнейшего вложения этих средств в развитие инфраструктуры, например, или крупной промышленности. То есть эти деньги не способствуют развитию несырьевых областей.
К сожалению, в настоящее время у нас нет несырьевых отраслей промышленности, являющихся драйвером роста. Ранее была металлургия, но и тогда мы в большей степени продавали практически необработанный металл.
Поэтому, чтобы говорить об ускоренном развитии страны, нам нужно пересмотреть саму концепцию. Надо развивать промышленность, в том числе нефтеперерабатывающую. А то ведь нас уже называют в СМИ сырьевой или развивающейся страной, и право называть так Россию дает структура доходов ВВП. Даже страны ОПЕК стараются доходы от продажи нефти использовать для повышения уровня жизни населения. У нас же эти средства уходят на крупные проекты, реализация которых в полной мере не способствует развитию страны, не меняет ситуацию в корне.
В настоящее время осуществляются мероприятия по изменению ситуации в области производства вооружения. Производство работает, но по-прежнему требует серьезной модернизации. Посмотрите, что у нас с кадрами. На оборонных заводах работают в основном «старички». Нет притока молодых специалистов. Инженерные профессии - не в моде. И высокопрофессионального, например, радиоинженера днем с огнем не сыскать.
Что касается экономических отношений с внешним миром, то, на мой взгляд, они определяются межправительственными соглашениями. Сейчас мы вступили в ВТО. Это также диктует необходимость корректирования стратегии развития некоторых отраслей.
Еще раз повторю: нам нужно, учитывая внешние факторы, модернизировать внутреннее производство. Как промышленность, так и сельское хозяйство. Страна располагает плодородными землями, огромными территориями - это национальное достояние. Таким богатством не обладает ни одна страна. Но уровень эффективности использования этого богатства очень низкий. А система помощи сельскому хозяйству (речь о финансовой поддержке) вызывает опасения: конечный потребитель получает средства по достаточно высокой ставке, при этом у него нет уверенности в завтрашнем дне, чтобы брать на себя такую ответственность перед банком. Между тем развитие сельского хозяйства, как и промышленности, - это тоже залог экономической безопасности страны. Мы сегодня всецело зависим от импорта продовольствия. Нам давно пора задуматься о своей экономической безопасности. Я не говорю, что надо все производить самим. Но важно соблюсти баланс между импортом и экспортом. И экспорт не должен быть преимущественно сырьевым. Нужно уходить от этого.
БДМ: В каких отраслях, в каких сферах российской экономики вы видите точки роста, способные вывести в лидеры роста не только данную отрасль, но и дать импульс всей экономике?
Я считаю, что пора серьезно задуматься над вопросом нефтепереработки. И перестать торговать сырой нефтью. Если говорить о вложениях, то, например, строительство нефтепроводов не намного дешевле строительства нефтеперерабатывающего завода. При этом переход от поставок сырья к его переработке позволит снизить цены на внутреннем рынке (например, на бензин) и увеличить доходы, поскольку по законам экономики продажа товаров с добавленной стоимостью более эффективна, чем продажа сырья.
В свою очередь, развитие нефтеперерабатывающей промышленности даст импульс для развития других отраслей. Как, например, развитие металлообрабатывающей промышленности повлечет за собой и развитие машиностроения.
В свою очередь, развитие нефтеперерабатывающей промышленности даст импульс для развития других отраслей. Как, например, развитие металлообрабатывающей промышленности повлечет за собой и развитие машиностроения.
БДМ: Почему прошлогодний всплеск потребительского кредитования, подразумевающий усиление внутреннего спроса, не стал стимулом для промышленного роста?
Потребительское кредитование не может дать стимула для промышленного роста при существующей структуре потребления. На что используются эти кредиты? Как правило, это небольшие суммы для удовлетворения текущих нужд граждан, закрытия «дыр» в семейном бюджете, незначительное улучшение жизни. Они не вкладываются в жилье или строительство, не вкладываются в развитие бизнеса и тем более в развитие промышленности. В этих кредитах нет расчета на перспективу. Следовательно, нет толчка, нет стимула.
БДМ: Может ли расширение банковского кредитования стимулировать рост экономики?
Может. Но не в условиях российской экономики. Малые и средние банки работают в условиях, в которых невыгодно кредитовать промышленный сектор. Уровень рентабельности невысокий, и процентная ставка не покроет риски банка. Требования регулятора по созданию резервов жесткие, и банк отказывается кредитовать малый и средний бизнес, не имеющий, как правило, обеспечения. Они не имеют возможности предоставить залоги, а прибыль часто не позволяет покрыть процентные ставки.
Сегодня система регулирования банковского кредитования направлена на то, чтобы крупные банки кредитовали крупные (обычно государственные) корпорации. Таким образом, малый и средний бизнес остается за бортом - вне сферы кредитования.
Должны быть системы регулирования кредитования отдельно по операционной деятельности, отдельно по инвестиционной и отдельно под развитие малого и среднего бизнеса.
Сегодня система регулирования банковского кредитования направлена на то, чтобы крупные банки кредитовали крупные (обычно государственные) корпорации. Таким образом, малый и средний бизнес остается за бортом - вне сферы кредитования.
Должны быть системы регулирования кредитования отдельно по операционной деятельности, отдельно по инвестиционной и отдельно под развитие малого и среднего бизнеса.
БДМ: Статистика за прошлый год свидетельствует о замедлении темпов кредитования нефинансового сектора. Почему банки стали менее охотно выдавать кредиты предприятиям? Предприятия каких отраслей ходят в «любимчиках» банковских кредитных комитетов? И компаниям из каких сфер банки опасаются предоставлять кредиты?
Банки стали менее охотно выдавать кредиты предприятиям, потому что гораздо надежнее и выгоднее кредитовать финансовый сектор - он обеспечивает быстрый оборот денежных средств. Вложение в промышленное производство не может быть «быстрым». Отдача происходит через длительный период, три–пять лет. Поскольку в стране нет «длинных» ресурсов и развитой системы страхования таких ресурсов, банки охотнее кредитуют «оборотные» предприятия. Это сектор заготовок, поставок, снабжения и т.д.
Был момент, когда охотно вкладывали в строительство. Но после кризиса банки стали настороженно относиться к этому сектору. Залог недостроенных объектов рассматривается регулятором как плохой залог.
Нужно помнить, что государственные банки - это не только экономика, но еще и политика. Они кредитуют крупные проекты, имеющие государственную значимость. А малые банки идут навстречу своим клиентам. Разбираются в их проектах, ищут возможные точки возврата кредита, пытаются оказать клиентам услуги на условиях конкурентоспособности, оперативно, применяя индивидуальный подход и тесно взаимодействуя.
Был момент, когда охотно вкладывали в строительство. Но после кризиса банки стали настороженно относиться к этому сектору. Залог недостроенных объектов рассматривается регулятором как плохой залог.
Нужно помнить, что государственные банки - это не только экономика, но еще и политика. Они кредитуют крупные проекты, имеющие государственную значимость. А малые банки идут навстречу своим клиентам. Разбираются в их проектах, ищут возможные точки возврата кредита, пытаются оказать клиентам услуги на условиях конкурентоспособности, оперативно, применяя индивидуальный подход и тесно взаимодействуя.
Журнал «БДМ. Банки и деловой мир» №3(219), март 2013