Меню

Спецпредложения

Уважаемые клиенты! Воспользуйтесь нашим предложением:
возьмите потребительский кредит и получите гарантированный подарок -
сумку-холодильник!


 

Трансевразийский пояс Razvitie как полисубъектная среда рефлексивных технологий управления

25.10.2013

Трансевразийский пояс Razvitie как полисубъектная среда рефлексивных технологий управления

1. Для теории управления в рамках постнеклассической науки ключевой становится парадигма «субъект-полисубъектная среда». В рамках этой парадигмы основным типом управления становится полисубъектное управление. Фактически речь идет о необходимости нового языка управления. Идея чрезвычайно важная и перспективная. А как обстоит дело с «операционализацией идеи»? Под операционализацией подразумевается совокупность реальных действий и событий (процедур и операций), переводящих предлагаемую идею в практическую плоскость. Другими словами, как и кем формируется не только идея, но и практика рефлексивного управления в деятельности госструктур, корпораций, профессиональных сообществ? 

2. С точки зрения таких вопросов, наши тезисы служат приглашением сообществу рефлексивного подхода для «операционализации» своих идей использовать проектное пространство «Трансевразийского пояса Razvitie» (ТПR) – нового полюса генерации общественного богатства мировой экономики. Идея ТПR предложена в Миланском меморандуме, принятом в 2012 году на росийско-итальянской научно-практической конференции «Трансевразийский пояс Razvitie: новое измерение сотрудничества», организованной Миллениум Банком и Университетом им. Луиджи Боккони в Милане.


С другой стороны, идея ТПR – это текущий итог целенаправленных действий в цепочке «идея – операционализация идеи», проделанных за последние семь лет. В 2006 году, выступая на форуме «Диалог цивилизаций» в Праге перед представителями Международного конгресса промышленников и предпринимателей, М.Ю. Байдаков предложил деловому сообществу приступить к разработке нового языка управления, который основывался бы на новом разделении труда вокруг проблем, а не отдельных предметных сфер деятельности. Предложение имело открытый характер, предполагавшее включение в него представителей самих упомянутых сообществ, так и других. В последующем нами была предпринята попытка операционализации нового языка. Как будет видно далее, предложенный вариант системы операционализации изначально исходит из представления о «полисубъектной среде» и в терминах сообщества рефлексивного управления соответствует парадигме «субъект-полисубъектная среда». 

3. Говоря о новом разделении труда вокруг проблем, мы опираемся на мысли одного из классиков социологии знаний – Карла Манхейма. Прежнее разделение труда в науках достаточно эффективно, пока речь идет об изучении и производстве отдельных вещей. Однако оно оказывается совершенно несостоятельно в отношении к проблемам конкретной жизни, конкретного взаимодействия отдельной вещи с ее особой средой. Совершенно очевидно, что, если и прежний объем знаний не мог быть охвачен одним исследователем, то нынешнее новое, распространяющееся по всем измерениям, знание тем более не может осуществиться без адекватного разделения труда. Но направленность этого разделения труда должна состоять в том, что исследователь собирает все необходимое для объяснения конкретной ситуации, независимо от того, относятся ли затрагиваемые им темы к одной или к нескольким уже существующим специальным наукам; при этом он прослеживает все ряды взаимосвязей, которые могут быть обнаружены в конкретной ситуации или в ряду событий. Следовательно, разделение труда будет примыкать к комплексам проблем, которые постоянно будут носить характер конкретного ситуационного или структурного анализа. 

4. Существующие системы операционализации построены вокруг предметных областей деятельности. Наше предложение состоит в запуске построения Операциональной системы вокруг проблем. Если до сих пор в большинстве случаев управленцы рассматривают проблемы внутри своей деятельности, то в нашем предложении предметная деятельность выстраивается как следствие понимания общей проблемы всех участников объективно существующих цепочек кооперативной деятельности. Идея шага развития, идея концепта-конструкта (концептуальное проектирование), идея рефлексивности (алгебра Лефевра) – это исходные идеи для запуска генокода Операциональной системы управления «интеллектуальной интеграцией» (ОСУ ИИ). Во всех трех подходах эти идеи опираются на неотъемлемое и общее звено – понятие проблемы. 

5. Операциональная система управления «интеллектуальной интеграцией» Razvitie может рассматриваться как возможная точка сборки субъекта мирового развития. Субъектом развития становится тот, кто запускает операционализацию идеи и управляет операционализацией. Пример активности президента Сбербанка Г. Грефа по краудсорсингу. Всего лишь начальная интеллектуальная начинка и простейшая форма операционализации на основе интернет – технологий. Однако инициатива Г. Грефа (сама по себе заслуживающая поддержки) не выходит на уровень требований «полисубъектной среды». 

Что такое операционализация в «полисубъектной среде» в нашем случае? В качестве примера пилотного «генокода» операционализации предлагается фрактал DenZyu (см рис). Задавая начальный процесс операционализации в виде некоего пилотного ОСУ инициаторы тем самым задают рефлексивный контур управления для того субъекта, который начинает пользоваться этой ОСУ. В нашем конкретном случае идет речь об операционализации «интеллектуальной интеграции» в сфере долгосрочных инвестиций. 




Источник: «Рефлексивные процессы и управление». Сборник материалов IX Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 


Возврат к списку